Новости

Как не терять конкурентоспособность в мире бизнес-экосистем

Все Бизнес
Бизнес-экосистема – это набор сервисов, объединенных одним брендом. Как правило, у экосистем есть единый идентификатор, который открывает для пользователя доступ ко всем сервисам: у «Сбера» это «Сбер ID», у «Яндекса» – «Яндекс.Паспорт». Преимущество для клиента – возможность получить целый набор услуг «в одном окне». Однако экосистемы встречаются не только на рынке B2C. Мы наблюдаем тренд на развитие бизнес-экосистем в B2B, в том числе и в ритейле.

Что делать традиционным компаниям?

У компаний, которые пока не стали частью экосистемы, актуальная задача –не потерять конкурентоспособность. Поведение клиента меняется в пользу экосистем, формируется привычка получать бесшовный доступ к целому набору предложений в одном месте, а не искать каждое решение у отдельной компании. Это уводит потребителей в сторону компаний-гигантов с развитой сетью сервисов и предложений.
Сегодня, чтобы повысить конкурентоспособность, у компаний есть три основных пути развития:
  • Стать частью экосистемы
  • Развить систему взаимовыгодных партнерств
  • Занять свою уникальную нишу

Первый путь – слияние с экосистемой

Неудивительно, что в эпоху бизнес-экосистем, один из способов «удержаться на плаву» – стать частью экосистемы. У этого подхода есть ряд преимуществ. Во-первых, он позволяет компании быстро развиваться и масштабироваться за счет выгодного использования возможностей своих партнеров. Во-вторых, такой подход помогает экономить на привлечении и удержании клиентов.

Второй путь – партнерские связи

Еще один способ не потерять конкурентоспособность – выстраивать системы взаимовыгодных партнерств. В этом случае компании не поглощаются и не доминируют – у всех сохраняются равные права, собственная культура. Однако каждый участник такой системы привносит свою пользу в партнерство. Например, продукты и решения разных компаний, участвующих в партнерской системе, могут дополнять друг друга.

Третий путь – уникальная ниша

Чтобы предложить клиенту уникальный продукт, необходимо сначала его создать. Для этого компании нужно найти нишу, которая будет отвечать трем критериям: она должна быть прибыльной, чтобы покрывать затраты, она должна быть маленькой, чтобы конкурентам было трудно на ней сфокусироваться, у нее должен быть высокий порог вхождения, чтобы конкуренты не могли выйти на рынок с аналогичным предложением.
Как только компании удается занять уникальную нишу своим предложением, ей необходимо развивать и масштабировать свой монопродукт. Это позволит стать значимым и конкурентоспособным игроком на рынке.