Для эффективного сотрудничества поставщикам нужно знать, как устроены бизнес-процессы партнеров-ритейлеров. Эти процессы напрямую зависят от внутренней и внешней организации торговой сети. Команда Docrobot расскажет о том, как не запутаться в мире ритейла.
Торгово-розничная сеть или ритейл-компания – это объединение магазинов, ориентированных на одну потребительскую аудиторию, с единым ассортиментом, рекламной политикой и правилами ценообразования, общей стратегией развития, логистической и информационной инфраструктурой. От правил ценообразования, способа взаимодействия с клиентами, ассортимента и других особенностей зависит формат торговой сети.
Супермаркет
Для супермаркетов характерен высокий уровень обслуживания клиентов – так торговая сеть формирует лояльную аудиторию. Торговые площади супермаркетов, как правило, варьируются от 500 до 4 000 квадратных метров, а ассортимент не превышает 15 000 товарных наименований. Также высокую долю в ассортименте магазинов этого формата составляют товары собственных торговых марок.
- Работа с поставщиками: обычно супермаркеты подбирают партнеров самостоятельно, отбирая продукцию усилиями категорийных менеджеров. Они анализируют рынок по категории выбранного товара, следят за тем, чтобы продукт соответствовал критериям качества, проводят внутренние дегустации и презентации товара. Если проверку поставщик проходит, с ним заключается договор на испытательный срок. Во время тестового периода торговая сеть анализирует окупаемость и продаваемость товара и, в случае успеха, заключает договор на продолжительный период.
Дискаунтер
Дискаунтеры – это магазины низких цен. Целевая аудитория этого формата – потребители, которые при выборе товара в приоритет ставят наиболее выгодное предложение торговой сети. Площадь торговых точек обычно не превышает 900 квадратных метров. Дискаунтеры делят на два типа: жесткий и мягкий.
Жесткий дискаунтер – простое оформление интерьера, товары располагаются на палетах, ассортимент – около 1000 товарных наименований.
Мягкий дискаунтер – для удобства клиентов дизайну и интерьеру торговых точек уделяется больше внимания, ассортимент – 1000 – 4500 товарных позиций.
- Работа с поставщиками: процессы ценообразования в жестких дискаунтерах зависят от работы с партнерами. Чтобы товар продавался в сети по низкой стоимости дискаунтеры взаимодействуют с поставщиками по прямой договоренности, без перекупщиков и посредников.
Формат «у дома»
Открыты такие магазины обычно круглосуточно, а располагаются в жилых районах: их потребительская аудитория – жители близлежащих домов и жилых массивов. Ассортимент магазинов «у дома» достаточно широкий (3000 – 6000 наименований), но неглубокий – ритейлеры отдают предпочтение ходовым товарам и товарам первой необходимости.
- Работа с поставщиками: из-за небольших площадей торговые сети в формате «у дома» ограничивают количество партнеров – на каждую товарную категорию в среднем приходится 2–4 производителя. Так ритейлеры расширяют ассортимент, доступный для потребителя.
Гипермаркет
Магазины этого формата отличаются большой площадью
(от 5000 до 20 000 квадратных метров) и широким ассортиментом, который охватывает как продовольственные, так и непродовольственные товарные категории.
(от 5000 до 20 000 квадратных метров) и широким ассортиментом, который охватывает как продовольственные, так и непродовольственные товарные категории.
- Работа с поставщиками: из-за больших объемов товарооборота и ассортимента гипермаркеты чаще всего работают с поставками через распределительные центры. Отбор партнеров происходит по тем же критериям, что и у супермаркетов, однако сети гипермаркетов могут себе позволить большее количество поставщиков.
Cash&Carry
Этот формат предназначен для мелкооптовой торговли: чаще всего клиентами магазинов Cash&Carry выступают предприниматели, перепродающие купленный товар. Большая часть продукции при этом отпускается по нескольким ценникам – конечная цена зависит от количества покупаемого товара.
- Работа с поставщиками: так как магазины в формате Cash&Carry ориентированы на предпринимательскую аудиторию, товары реализуются по оптовым ценам с небольшой наценкой. Для того, чтобы товар окупался, торговые сети работают с поставщиками напрямую: сокращая логистическую цепочку, они сокращают и стоимость закупок.